Поиск:
05:57, 19 ноября 2018, понедельник
Версия для слабовидящих

Учимся финансовой грамоте - Платежные услуги

Платежные услуги - это перевод денежных средств платежной организацией (посредником) от плательщика получателю.

Плательщик - переводит платежной организации средства в безналичной форме или вносит наличными. Платежная организация - по поручению плательщика производит безналичную оплату товаров, работ, услуг, денежные переводы физлицам и т. п.

Платежные услуги осуществляются разными платежными организациями: банк, почта, платежные системы («Золотая корона», «Юнистрим», Qiwi, Яндекс.Деньги, PayPal и пр.) и характеризуются: каналом предоставления; используемым средством платежа; привязкой к банковскому счету.

Места предоставления платежных услуг и средства платежа:
- Персональные электронные устройства (стационарный компьютер, мобильный телефон или планшет): банковская карта (с открытием банковского счета); электронный кошелек, мобильные платежи (без открытия банковского счета);
- Платежные терминалы (банкомат, POS-терминалы в местах продаж, небанковские платежные терминалы): банковская карта (с открытием банковского счета); платежи наличными через платежный терминал или электронный кошелек (без открытия банковского счета);
- Офис платежной организации (банк, почта, платежная система): платежи в офисе платежной организации (с банковского счета), платежи в офисе платежной организации (наличными).

Выбор средства платежа
- Банковская карта. Достоинства: скорость; низкие комиссии; банковские гарантии надежности платежей по дебетовым картам - государственная гарантия сохранности средств (АСВ). Недостатки: риски краж и мошенничества в интернете и при пользовании банкоматом.
- Электронный кошелек. Достоинства: скорость; надежность платежей; анонимное использование (для небольших сумм). Недостатки: высокие комиссии; нет государственной гарантии; риски краж и мошенничества в интернете.
- Мобильный платеж. Достоинства: скорость, простота. Недостатки: Высокие комиссии; риски мошенничества или недобросовестности со стороны получателя платежа (фирмы-однодневки).
- Платежи наличными через платежный терминал. Достоинства: скорость, простота. Недостатки: высокие комиссии; неудобное расположение или поломка терминала; риск кражи.
- Платежи в офисах платежных организаций. Достоинства: доступность, привычность, простота, надежность. Недостатки: деньги идут к получателю до трех дней, очереди, неудобное расположение и график работы.

Сэкономить на комиссиях
Для этого необходимо заранее выяснить размер комиссионных сборов за проведе-ние платежей. Они могут существенно варьироваться от 0 до 10%.
Самые высокие комиссии - в небанковских терминалах для приема наличных. Пользоваться лучше банкоматом своего банка. Одна и та же платежная организация может брать разные комиссии за разные виды платежей. Комиссии часто взимаются не только при платежах, но и при переводе своих денег между разными счетами.
Необходимо проверять получателя мобильных платежей. Мобильные платежи, распоряжение о которых отдается отправкой SMS на короткий номер, это один из наиболее рискованных расчетных инструментов. Получателя платежа можно про¬верить следующим образом: на сайте оператора сотовой связи найти раздел о его партнерах, принимающих мобильные платежи через SMS на короткие номера; уз¬нать название и стоимость услуги по короткому номеру; провести интернет-поиск потребительских отзывов об услуге по данному номеру.

Изучить договор и правила платежной системы перед использованием
По закону о платежной системе платежные услуги должны предоставляться на основе договора. Такие договоры обычно ссылаются на правила соответствующей системы и подразумевают автоматическое присоединение к ним при подписании.
Перед использованием платежных услуг - до создания учетной записи в платежной системе и выполнения в ней первого платежа - необходимо ознакомиться с правилами данной системы и с договором, который предлагается акцептовать.

Обязанности платежной организации
Предоставить следующую информацию до подписания договора: сведения о платежной организации; способы и места внесения наличных и осуществления безналичных платежей; размер комиссии и порядок ее взимания; способ определения валютного курса; условия использования электронного средства платежа - ЭСП; способы подачи претензий и поря¬док их рассмотрения; любые ограничения использования ЭСП в случаях повышенного риска.

После подписания договора информировать клиента о совершении каждой операции с использованием ЭСП; уведомлять клиента о невыполнении платежа не позднее дня, следующего за днем, когда было сделано распоряжение; а для электронных платежей - незамедлительно; фиксировать направленные клиенту и полученные от клиента уведомления и хранить соответствующую информацию не менее трех лет; обеспечить возможность направления ему клиентом уведомления об утрате (незаконном использовании) ЭСП; возместить потребителю сумму операции, совершенной без его согласия или в случае нарушения правил информирования клиента об оспоренной операции.

Соблюдать правила безопасности при электронных платежах
1. Совершать покупки в интернете с помощью отдельной банковской карты и только на проверенных сайтах.
2. Желательно подключить SMS-уведомления по используемой банковской карте.
3. Сообщить актуальные контактные данные.
4. Не допускать посторонних к банковской карте, электронному кошельку, мобильному телефону и компьютеру.
5. PIN-код нужно помнить, нигде не записывать в явном виде, никому не говорить, никогда не вводить в интернете, прикрывать рукой при вводе.
6. Использовать сложные и разные пароли, регулярно их менять, никому не сообщать и не пересылать по электронной почте и в SMS.
7. Не использовать функцию запоминания паролей и автоматической авторизации в платежных интернет-сервисах.
8. Желательно использовать режим «Инкогнито» (приватный) при совершении поку¬пок через интернет. Удалять информацию о платежах с помощью очистки буфера файлов (cache) и файлов сохранения данных (cookies).
9. Избегать SMS-платежей на короткие номера для оплаты интернет-услуг и переводов непроверенным получателям.
10. Не реагировать на сообщения, предлагающие перерегистрироваться, повторно ввести данные, перезвонить и т. п.
11. Незамедлительно сообщить в платежную организацию, если кошелек «взломан», карта потерялась, скомпрометирована или с нее без согласия держателя списаны деньги.
12. При пользовании банкоматом проявлять осторожность, обращать внимание на посторонних вокруг и на подозрительные устройства и накладки в местах ввода PIN-кода и карты.
13. Нельзя отправлять деньги незнакомым людям или неизвестным организациям.

Незамедлительно сообщать о любых проблемах, связанных с платежами
Если карта или данные о ней потеряны, а кошелек «взломан» - их нужно немедленно заблокировать, сообщив в платежную организацию.

В случае ошибочного или несанкционированного платежа необходимо незамедли-тельно сообщить в платежную организацию до конца следующего дня, чтобы сумма этой операции была полностью возмещена. Если уведомление поступит позже, вернуть деньги будет гораздо сложнее.

Чтобы платежная организация могла информировать клиента, он должен своевре-менно сообщать платежной организации актуальную контактную информацию.

Отслеживать суммы средств на банковском счете или в электронном кошельке
Для этого желательно подключить услугу SMS-уведомления о движении средств, а также регулярно просматривать историю платежей в личном кабинете на сайтах платежных организаций.

Опасно передавать банковскую карту посторонним: ее реквизиты (номер карты, срок действия, имя владельца, CVV/СVС-код) могут быть использованы для чужого интернет-платежа или оплаты покупок в магазине. Не стоит отдавать карту в руки официантам или кассирам - лучше вставлять ее в терминал самостоятельно.

По всем возникающим вопросам в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг граждане могут обратиться в Консультационный пункт для потребителей в г. Екатеринбурге по адресу: ул. Московская, 49, в рабочие дни с 09:00 до 16:00, телефон для записи на прием 272-00-07.

 

© 2002 - 2018 Администрация г.Екатеринбурга
© 2002 - 2018 Официальный портал г.Екатеринбурга

Главные новости города